Предыстория и заказ
Весной 1937 года Испания готовилась к Всемирной выставке в Париже и заказала художникам оформление павильона, чтобы показать позицию Республики в гражданской войне. — Пикассо, который жил в Париже и поддерживал республиканцев, получил задание сделать большое полотно для павильона.
Бомбардировка Герники и решение Пикассо
26 апреля 1937 года город Герника в Стране Басков был разрушен авиаударами (в основном немецкой «Кондор‑легией»). Это шокировало мир. — Услышав о трагедии, Пикассо решил посвятить своё полотно именно этим событиям.
Работа над картиной
Пикассо работал в Париже весной и летом 1937 года, делая множество набросков и этюдов. — Фотограф Дора Маар записывала процесс — её снимки показывают, как создавалась картина. — Полотно выполнено в чёрно‑белых тонах, что делает его похожим на газетное фото и усиливает драму.
Композиция, символы и смысл
На картине много символов: конь, бык, женщины, дети, сломанный меч, лампа — все они передают ужас бомбёжки и страдания мирных людей. — «Герника» — не точная фотография событий, а сильный эмоциональный протест против войны.
Первая демонстрация и судьба картины
Картина была показана на выставке в Париже 1937 года, потом путешествовала по миру на антивоенных выставках. — В 1939 году «Герника» попала в MoMA в Нью‑Йорке; Пикассо просил не возвращать её в Испанию, пока там не будет демократии. — В 1981 году, уже при демократической Испании, полотно вернули и теперь оно в Музее Рейна София в Мадриде.
Значение
«Герника» — один из самых известных антивоенных образов XX века. Она напоминает о страданиях мирных людей и показывает, какую силу имеет искусство в борьбе с насилием.